Дизельные двигатели: интересные исторические факты
25.04.2024
Мировую автоиндустрию сегодня невозможно представить без дизельного двигателя. Но ведь не каждый знает, что Россия является первой страной, где с успехом было налажено серийное производство дизельных моторов. В Европе они именовались «Русскими дизелями». В то время как патент на это устройство принадлежит к наиболее дорогим в истории, процесс становления дизеля тяжело назвать гладким и успешным, как и жизненный путь Рудольфа Дизеля, который создал его. Двигатель инженера Дизеля был четырехтактным с самовоспламенением топлива от сжатия воздуха. Изобретатель определил, что КПД дизельного мотора будет усиливаться если увеличивать степень сжатия горючей смеси. Сильно же сжимать горючую смесь не следует, так как в противном случае повышается температура, давление и ее самовоспламенение происходит раньше времени.
Первые дизельные двигали были очень громоздки, поэтому понадобилось много времени, чтобы начать применять их в автоиндустрии. Дизельное топливо появилось по прошествии многих лет после создания самого мотора. Первые, самые удачные в производстве агрегаты, были приспособлены под сырую с примесями нефть. Самим же Рудольфом Дизелем на первых этапах разработки концепции в качестве источника энергии предполагалось использование угольной пыли, но полученные результаты экспериментов заставили отказаться от этой затеи. Масло, спирт, – вариантов было достаточно много. К примеру, в 1900 году в Париже на Всемирной выставке продемонстрировали дизельный мотор, работающий на арахисовом масле. Опыты с дизтопливом не прекращаются и сейчас. Его стараются сделать более дешевым, эффективным и экологичным. Как наглядный пример – меньше, чем за три десятка лет, в Европе утверждено 6 экологических стандартов дизельного топлива. Изобретатель Дизель в далеком 1898 году подписал договор с крупнейшим в России нефтепромышленником Эммануилом Нобелем. Два года продолжались работы, связанные с усовершенствованием и адаптацией дизельного мотора. А полноценное массовое производство началось в 1900 году, и это был первый несомненный успех детища Рудольфа. Вместе с тем, мало кто знает, что на территории России был разработан альтернативный вариант установки Дизеля, который мог бы его опередить. Тринклер-мотор, производимый на Путиловском предприятии, был притеснен из-за финансовых интересов авторитетного Нобеля. Сложно представить, но КПД данного мотора на стадии разработки равнялось 29%, а ведь Дизель потряс весь мир с показателем 26,2%. Но, к сожалению, продолжать работу над своей разработкой Тринклеру Густаву Васильевичу было запрещено в приказном порядке. Вследствие этого разочарованный инженер переехал в Германию, а в Россию он возвратился уже через годы. Благодаря своему творению Рудольф Дизель стал по-настоящему обеспеченным человеком. При этом, в коммерческой сфере интуиция изобретателя ему не улыбнулась. Череда провальных вложений и неудачных проектов подорвала его состояние, а большой финансовый кризис, случившийся в 1913 году, окончательно его добил. По факту он обанкротился. Современники утверждают, что перед гибелью последние месяцы он был задумчив, мрачен и весьма рассеян. В то же время его поведение указывало на то, что он кое-что задумал и словно прощается навечно. Конечно, подтвердить невозможно, но скорее всего, что он добровольно расстался со своей жизнью, стараясь сберечь достоинство в наступившем разорении. |