Дизельный двигатель. История изобретения
08.04.2024
Изобретение дизельного двигателя – ключевой момент в истории автомобильной и промышленной эволюции. Двигатель, функционирующий по принципу внутреннего сгорания, стал основой для многих видов транспорта и силовых агрегатах. Его история начинается с упорного труда выдающегося инженера Рудольфа Дизеля. Начало исследованийВ 1878 г. Дизель, будучи студентом мюнхенского политеха, вдохновился циклом Карно и возжелал создать идеальный двигатель. Его революционная идея заключалась в сильном сжатии воздуха, достаточном для самовоспламенения впрыскиваемого топлива. По его утверждению, это позволило бы достичь невиданных ранее значений КПД до 70% без необходимости во внешнем охлаждении. В 1892 году Дизель описал этот принцип в своей работе «Теория и конструкция рационального теплового двигателя». Ожидая похвалы за свои исследования, он столкнулся с жесткой критикой со стороны научного сообщества. Были высказаны обоснованные опасения относительно его идеи: огромное давление и температура при сильном сжатии смеси, а также высокий расход энергии системы. Несмотря на призывы к балансу и учету всех факторов, Дизель упорно стремился к безупречному КПД цикла Карно. В 1893 году он запатентовал двигатель, работающий по изотерме. Уверенность Р. Дизеля в собственной конструкции привела к спорам и попыткам обвинить его в краже идеи у Брайтона. Однако суд отклонил претензии, учитывая различия в конструкции двигателей. От научного труда к экспериментамРудольф Дизель обрёл поддержку немецкого предпринимателя Фридриха Круппа, взявшись за создание прототипа на его заводе в 1893 г. Испытывая различные виды топлива, он начал с угольной пыли из-за ее низкой стоимости, но быстро столкнулся с проблемой абразивных частиц. Дальнейшие испытания с керосином и бензином подтвердили необходимость отказа от угольной пыли. Проверка главной идеи Дизеля о воспламенении при сверхвысоком сжатии привела к взрыву при компрессии в 90 раз, однако без пострадавших. Отсюда следовал вывод: уменьшение степени сжатия и соответственно температуры воспламенения. Исходная задумка об изотермическом расширении, аналогичном идеальному циклу Карно, оказалась неэффективной. Эволюция дизельного двигателя: от идеи к реальностиВ период проведения испытаний (1895–1897 г.) Рудольф Дизель разработал три разных прототипа с важными инновациями.
17 февраля 1897 г. Мориц Шретер провел официальные испытания, где была зафиксирована мощность в 13,4 кВт и КПД в 26%, подтвердив работоспособность первого дизельного двигателя. Судьба изобретения ДизеляРудольф Дизель весной 1897 г. создал компанию Dieselмotoren-Fabrik с целью производства и продажи дизельных двигателей. Первый коммерческий двигатель мощностью 22 кВт был установлен в марте 1898 года, но столкнулся с проблемами из-за поломок системы подачи топлива. В 1898 году сделка с Эммануилом Нобелем привела к созданию первого дизельного двигателя на заводе «Людвиг Нобель». Усилия ученых Деппа и Тринклера улучшили его конструкцию, включая разработку более результативного бескомпрессорного двигателя. Дизельные двигатели Нобеля использовали не бензин, а тяжелую нефть, что повысило их КПД до 32–35%. Такой успех привел к мировому применению устройства с названием «Русский дизель». Этапы прогресса в истории дизельных двигателей
Стартуя с прорыва в виде «Модели 250/400», дизельные двигатели превратились в неотъемлемую часть нашей жизни – от морских судов до военных машин. Современные модели с системой наддува достигают впечатляющего КПД в 53%, подчеркивая непрерывное стремление к совершенствованию. Изобретение Рудольфа Дизеля стало не просто механическим прорывом, но и символом трансформации мира. |